Оставьте заявку на звонок
- поля, обязательные для заполнения
Ваша заявка будет рассмотрена в течение дня

5 знаний, которые очень бы мне пригодились,
когда я только начинала изучать языки

5-things-I-wish-I-had-known-when-I-began-learning-languages

 

1. Use it. Use it. Use it again.

Практика, практика и ещё раз практика. По сей день иногда встречаю людей (наверное, такие будут всегда), которые вроде приходят и на урок, а вроде и в кино с попкорном: рассаживаются поудобнее и смотрят на меня с выражением «ну давай, чего там ты мне нового расскажешь».

Конечно, если бы я заявляла, что расскажу что-то новое, я бы не удивлялась, но ведь я же ничего такого не обещаю и ничего нового не говорю. Более того, я стараюсь говорить как можно меньше, потому что уроки языка — это не лекции. Да, я объясняю правила или, например, как лучше пользоваться словарём, но не более того.

Основное время лучше потратить на применение правил или новых выученных слов, пусть и с ошибками (и это даже хорошо, а почему — узнаешь из пункта 2). И главная фишка в том, что можно сколько угодно переслушивать уроки в записи и перечитывать книжки, но от этого на иностранном языке ты вдруг не заговоришь. 

Но как же так! Я ещё не могу говорить, я сделаю ошибку!

 

2. Ошибки — мои друзья, а не враги.

Когда я училась в школе, поначалу мне надо было непременно всё делать идеально. Спасибо за это, конечно, мне маленькой — у меня теперь классный почерк! — но на то, чтобы понять одну важную вещь, понадобилось много времени.

На практике сделать на 100% идеально всё равно нельзя.
И, если я сделаю на 99%, то буду довольна собой не намного больше, чем если сделаю на 79%. А в долгосрочной перспективе разница между этими результатами теряется. Только на первый результат я потратила в пять раз больше времени (привет принципу Парето).

Если я уже применяю первый пункт и практикуюсь как можно больше, то неизбежно делаю больше ошибок. А ошибки по тем или иным причинам мы воспринимаем как что-то, чего делать нельзя. Это интересная тема для обсуждения, и можно было бы пустить слезу о нашей «никудышной» системе образования, но мы не будем.

Чем больше я практикуюсь, тем больше делаю ошибок, тем более нормальным явлением они мне кажутся и тем больше я их люблю и учусь на них.

Вроде говорят, что дурак учится на своих ошибках, а умный на чужих. На уроке иностранного можно учиться и на тех, и на других, и попробовать себя в обеих ролях.

 

3. 99% успеха — это моя самостоятельная работа.

Тогда где оставшийся 1%? Думаю, это целеустремлённость. Я хочу учить язык, потому что… мечтаю поступить в Гарвард, петь как Элла Фицджеральд, объехать вокруг света.

Здорово я придумала, что учителя вообще не включила в проценты успеха? У меня было много учителей, и думаю, что иногда я тоже когда-то приходила на уроки и рассаживалась, как в кинотеатре, и смотрела урок оценивающе, как бы со стороны. Как посторонний человек, которому надо написать рецензию о том, что тут хорошо, а что не очень.

Конечно, учитель играет важную роль. Только обычно это не тьютор, а жизнь. Учитель появляется, когда ученик готов. А каждый жизненный урок всегда состоится в нужное время.

Не знаю, как в других предметах, но в тех, которые я изучала, я наблюдала у себя прогресс только от сидения дома за книгами. Да, бывает клёвый интересный препод, который светится от счастья, объясняя свой предмет, а бывает не такой. Ну, и что же?

Лентяю подавай любой повод не заниматься, любую отмазку, чтобы ничего не делать. Бывают дни феерические и насыщенные, а бывают обычные, но тоже хорошие, которых гораздо больше, так что мне их, не проживать теперь?

В общем, если я прихожу к преподавателю и жду, что он волшебник в голубом вертолёте и сейчас сделает из меня конфетку, то я жестоко заблуждаюсь. Результат зависит на 99% от того, что я ради него сделаю, и на 1% от того, насколько я его хочу.


4. Тайминг важнее объёма.

Правильное распределение усилий относительно времени в изучении любой новой информации можно сравнить с ужином в хорошем ресторане. Вот ты заканчиваешь салат, а тебе как раз приносят горячее; вот пора подсластить беседу, и на столе возникает десерт.

Выходишь с чувством лёгкости и теплоты от приятно проведённого вечера (или от стейка в животике, не уверена) и думаешь, что хорошо бы каждый раз так ужинать.

А можно целый день пробегать, не поесть, а к ночи закинуться половинкой курицы с десятком картох с майонезом, после чего ещё долго не спать и переваривать. А потом ещё день не есть.

Так происходит и с усвоением новой информации. Меня всю жизнь бесили задачи, которые нельзя просто взять и сделать за раз. Генеральная уборка — круто, поливать цветы — да сколько можно? Написать сочинение — легко, а каждый день бегать, чтобы сдать зачёт по физкультуре, — ну, не знаю, может, это не моё?

Но в последнее время я начинаю мириться с такими делами, если понимаю, что они дают не только долгосрочный результат, которого за ежедневными потугами не видно, но и быстрый, который можно почувствовать прямо сейчас.

Например, если я сегодня правильно питаюсь, то от этого фигура, конечно, назавтра идеальной не станет, но зато уже сегодня и завтра у меня будет энергия на полезные дела и хорошее настроение. Пусть я не стану марафонцем за одну маленькую утреннюю пробежку, зато сегодня я буду весь день чувствовать себя хорошо и немножко гордиться собой.

То же самое происходит у меня с языками. Можно и нужно находить результаты, пусть и небольшие, пусть и не напрямую по языкам, но каждый день. Конечно, любой небольшой шаг — часть долгого пути, который приведёт к конечной цели. Но не так просто каждый день вспоминать про цель и пахать ради неё. Зато очень легко взять и немного позаниматься в радость.

 

5. Они боятся тебя больше, чем ты их.

Общение с носителями, великими и ужасными, — это просто общение с людьми. Обычными. Людьми. Точка. В принципе, по этому показателю легко понять, какие у тебя отношения с людьми вообще и с самим собой.

Сначала мне эти отношения давались не очень, а потом я втянулась и, только когда наладила их на родном языке, перешла и на другие.

Кстати, гораздо легче общаться с не-носителями, для которых язык тоже иностранный. Например, с французами на итальянском или с немцами на английском. С ними ты наравне. Потом уже можно переходить на тех, для кого язык родной.

У этих перед тобой преимущество в свободном владении, а у тебя перед ними — в том, что ты их язык понимаешь, а они твой — нет. И вообще ты загадочная душа из экзотической страны. Расслабься.

 

Эх, вот бы мне сказал это кто-нибудь лет пятнадцать назад.
Интересно, где бы я сейчас была?

 

Источники изображений

1. Arrow, photo by Gaelle Marcel on Unsplash